
Технологическая карта внеурочного занятия
Медиаграмотность, 6 класс
Образовательное учреждение: ГБОУ «Школа №73 г.о. Горловка»
Учитель: Глущенко Ирина Сергеевна, учитель истории ГБОУ «Школа №73 г.о. Горловка».
Дата: 21.02.2025 г.
Тема внеурочного занятия: «Социальные медиа и медиаграмотность».
Цель внеурочного занятия: сформировать культуру безопасного и эффективного использования цифровых ресурсов и устройств, знакомство с основами безопасности в сети и повышение уровня цифровой грамотности.
Формирующиеся ценности: жизнь, права и свободы человека, развитие человеческого потенциала.
Задачи внеурочного занятия:
Познакомить учащихся с терминами медиаграмотность, фейк, медиаграмотный человек. Понимать способы воздействия информации на человека, знать правила безопасности.
Развивать критическое мышление, сопоставить полученную информацию, определять фейк, распознавать различные жизненные ситуации, связанные с цифровизацией, правильно реагировать на опасности, контролировать их и их передачу, понимать ответственность.
Научить работать в группе, оценивать свою работу и работу одноклассников.
Планируемые результаты.
Предметные:
-Освоить обучающимися в ходе изучения программы умения, специфические знания в области медиаграмотности.
-Формирование научного (критического, системного, прогностического, проектного) типа мышления у обучающихся.
Личностные:
-освоение роли пользователя цифровых ресурсов и сервисов;
-развитие самостоятельности и ответственности на основе представлений о безопасном поведении в сети;
-овладение навыками адаптации в условиях развития информационно-коммуникационных технологий;
-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях. Метапредметные:
-универсальные познавательные учебные действия (базовые логические и начальные исследовательские действия, а также работа с информацией);
-освоение начальных форм познавательной рефлексии;
-овладение сведениями о сущности и особенностях цифровых объектов, процессов и явлений окружающего мира;
-участие в коллективном обсуждении вопросов занятия, формулирование своего мнения в процессе беседы.
Продолжительность занятия: 40 минут.
Форма занятия: эвристическая беседа. Занятие предполагает использование видеороликов и анимационных видеофрагментов, включает в себя анализ информации, групповую работу.
Тип занятия: игровая деятельность.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение: проектор, ноутбук, презентация, поле игры, кубик, наглядный материал, ручка.
Этап внеурочного занятия |
Деятельность учителя |
Деятельность учащегося |
Методическое обоснование |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Организационный момент. |
Добрый день, ребята. Сегодня мы с вами проведём внеурочное занятие, но начать его я предлагаю вам с улыбки. (улыбнитесь мне, друг другу). Когда мы улыбаемся, мы реже ошибаемся и силой наполняемся, нацеленной на успех. Похлопаем. Молодцы. Садитесь. |
Настраиваются на внеурочное занятие |
Эмоциональный настрой перед работой |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Организационный этап. Проблемный вопрос Мотивационная часть. Разгадывание филворда Основная часть. Изучение нового материала |
Мир современных технологий Окутал нас своею сетью Поток инфы и новостей Сжимает нас в тески сильней! Как разобраться нам во всём? Где правда, ложь The true or false? Насколько верить новостям Что принимать, пересылать Чем восхищаться мне, а что и слить Где знаний мне скорей добыть?
Ребята перед вами на слайде филворд, в нём вы найдёте зашифрованные слова, перечислите их, пожалуйста.
(Варианты: безопасность, фейк, интернет, медиаграмотность, информация, пароль, сеть) Молодцы. Проанализируйте слова, которые вы мне назвали и найдите среди них тему нашего внеурочного занятия? (ответ: «Медиаграмотность») Верно. Дети, вы догадались о чём мы сегодня будем говорить на внеурочном занятии? (фейки, информация, интернет, безопасность, медиаграмотность и тд) Да, ребята конечно вы правы, вы не заметили, как перечислили всё, о чём сегодня мы с вами будем разговаривать и самостоятельно сформулировали цели Цели и задачи внеурочного занятия:
Ребята, предлагаю вам сформулировать определение медиаграмотности, составьте из словосочетаний определение. (Слайд радужный зонт, на каждом секторе словосочетание) Медиаграмотность - это совокупность навыков и умений, которые позволяют людям анализировать, оценивать и создавать сообщения в различных видах медиа, жанрах и формах. Дети, медиамир прекрасен, огромен, с помощью него мы многое изучаем и узнаём, но какой этот мир. Давайте узнаем о нём подробнее, для этого я вам предлагаю посмотреть видеоролик https://youtu.be/_z1g660ZBrw Ребята, кто такой медиаграмотный человек? (варианты ответов) Ребята, вы правы. Я хочу вам предложить проверить себя и определить, насколько вы медиаграмотны. Ребята, через нас ежедневно проходят огромные потоки различной информации. И нам она нужна для того, чтобы жить в современном мире. Предположим, информация - это еда. Какую еду вы хотели бы получать? (ответ: еда должна быть качественная, натуральная, полезная) Ребята, информация, как и еда, тоже бывает различная, конечно, у всех свои вкусовые предпочтения, но испорченную информацию, как и вредную пищу, не стоит брать во внимание и применять. Давайте вместе подумаем, какая должна быть информация. Внимание на экран. Что вы видите? (ответ: мужчины читают газету, в которой написана ложь) Верно. Вы бы хотели получать такие новости? (ответ: нет) А какую информацию хотели бы получать? (правдивую) Значит информация должна быть правдивой, достоверной! Ребята, а на этом слайде мы всю информацию можем получить? (нет) Верно, как представлена перед нами фотография (половина, не полностью, часть) Верно. А теперь фотография перед нами (полная – верно). Значит и информация должна быть … (ответ – полная) Прослушайте объявление: «Ребята, 21 января в 11.30 у вас начнётся внеурочное занятие по медиаграмотности, не опаздывайте пожалуйста». Скажите, данная информация вам полезна (нет) Почему? (потому что мы уже на внеурочном занятии). Значит информация должна быть какой? (ответ важная, своевременной, актуальной, трендовой, горячей, живой, соответствующей моменту) Подскажите, а данную информацию легко получить? (ответ: нет), значит мы хотим, чтобы информация была (ответы: доступная, открытая) Ребята, кто-нибудь разобрался с заданием? (ответ: нет), значит информация должна быть какой (ответ: понятной, на родном языке) Ребята, медиамир оказывает на нас воздействие? (ответ: да) А какие средства он для этого использует? (ответ: компьютерные игры, музыкальная индустрия, кинематограф - фильмы, телевидение, социальные сети, контент, фейк и тд.) Как это проявляется? (ответы: оказывают давление, оскорбляют, страдает психика, внутренний мир, душевное состояние, встреча с мошенниками и тд) Ребята, одно из самых частых воздействий - это фейковая информация. Что такое фейк? Да, верно: Фейк (англ. fake — подделка) — что-либо ложное, недостоверное, сфальсифицированное, выдаваемое за действительное, реальное, достоверное с целью ввести в заблуждение. |
Активизация самостоятельной деятельности, для решения проблемного вопроса Обучающиеся находят зашифрованные слова Обучающиеся определяют тему внеурочного занятия Постановка целей и задачи внеурочного занятия Обучающиеся составляют понятие медиаграмотности из словосочетаний Самоконтроль, проверяют термин сравнивая Просмотр видеоролика информация и медиа, анализ. Предполагают различные варианты понятия медиаграмотный человек. Анализируя фотографии обучающиеся приходят к выводу, какими свойствами обладает информация Вспоминают жизненные ситуации, анализируют, предполагают. |
Актуализация знаний способствует дальнейшему изучению новой темы. Учитель использует мотивацию к определению темы внеурочного занятия Вводится определение для дальнейшей работы. Эвристическая беседа. Учитель проводит беседу таким образом, чтобы дети самостоятельно определили свойства информации. Побуждение учащихся к мыслительной деятельности |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Физкультминутка |
Я смотрю вы засиделись. Давайте немного разомнёмся. Перечисляю фигуры, ребята выполняют движения. По окончании: Тише все ребята стали, Ручки дружно все подняли, Опустили разом вниз, Тихо вы теперь садитесь. |
Учитель по очереди показывает фигуры различных оттенков и называет их, обучающиеся, хлопают в ладоши, если учитель назвал достоверную информацию и топают ногами, если нет. Повторяют движение вместе с учителем. |
Разминка, оздоровление |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Игровая деятельность. Практическое применение знаний |
Скажите, вы любите играть? (ответ: да) Я предлагаю вам поиграть вместе со мной в игру и определить уровень нашей медиаграмотности. Перед вами зонт-поле, с помощью него мы научимся отличать вредную информацию от полезной и защищать себя. Слайд 18 У вас на столах подготовлены материалы: зонт-поле, рабочие листы с ситуациями и заданиями, кубик. Команды по очереди будут бросать кубик, в зависимости от выпавшего результата, будете выполнять различные действия. Если вы справитесь с заданием, получаете 2 смайлоина, если вам будет сложно за вас ответят другие команды, тогда они тоже получают награду, но она уже меньше и составит, лишь 1 смайлон. Участвуйте активно, но не забывайте об очерёдности. Победителей ждёт приз. Предлагаю вам посовещаться и выбрать название своей команде, только одно условие: выбираем из слов, которые вы услышали сегодня на уроке и которые связаны каким-либо образом с медиаграмотностью. Игра. Слайд 19-40. Команды бросают кубик по очереди: На кубике 1 – получи жетон смайлон На кубике 2 – получи подсказку На кубике 3 – определи фейк ли это (Правда/Ложь) На кубике 4 – Рабочий лист – Ситуация На кубике 5 – Рабочий лист – Задание На кубике 6 – Пропусти ход Ребята, наша игра подошла к концу, предлагаю посчитать количество жетонов-смайлоинов. Сколько у вас получилось? (ответы) Ребята, запомните самое главное не количество смайлонов у вас, а знания, которые вы приобрели во время игры. Победителями сегодня у нас стали все! Предлагаю получить долгожданный приз! |
Решение ситуационных, жизненных задач, связанные с цифровизацией, учатся различать фейк. Обучающиеся развивают критическое мышление, анализируют полученную информацию, определять, Формируется способность реагировать на опасности, контролировать их и их передачу, понятие ответственности. Обучающиеся формируют умения работать в группе, оценивать свою работу и работу одноклассников. |
Игровой момент формирует критические мышление у обучающихся. Слайды с различными фейками, ситуациями заданиями. Активизация деятельности учащихся (смена формы работы). Данные способы выбраны с целью использования на практике и закрепления материала. Цель данного задания заключается в неординарном подходе проверки полученных знаний учащихся. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Заключение |
Ребята, а расскажите мне попадали ли вы или ваши друзья, близкие в ситуации подобные тем, с которыми мы сталкивались во время игры. Какие советы вы можете дать им? (варианты ответов) Ребята, я горжусь вами. Сегодня вы показали очень высокие знания в области медиаграмотности, я уверена, что вы получили и закрепили новые знания в этой области. Теперь вы можете с уверенностью сказать, кто такой медиаграмотный человек? (ответ: Медиаграмотный человек свободно пользуется разными типами медиа — от интернета до телевидения — и понимает, как они устроены, критически оценивает сообщения из разных источников и может самостоятельно передавать эти сообщения другим людям. К медиаграмотности также относится понимание последствий того, что мы делаем онлайн, вся ответственность за совершённое.) Ребята, я хочу, чтобы вы улучшали и преумножали свои навыки и не забывали о советах. Для лучшего закрепления я поделюсь с вами памятками. |
Обучающиеся используют полученные знания, обобщают их, формулируют вывод. |
Подведение итогов внеурочного занятия. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Рефлексия |
А теперь я вам предлагаю оценить свою работу на внеурочном занятии: Перед вами лестница успеха, нарисуйте на ней себя и скажите какую ступень вы заняли и почему? (ответы) Ребята, спасибо вам, было приятно с вами работать. |
|