Методическая разработка урока истории в 6 классе
по теме «Первые русские князья»
Дата: 12.12.2023
Цель урока: формирование понимания у учащихся внутренней и внешней политики первых русских князей, закрепление представления у учащихся знаний о значении личностей первых русских князей для развития истории российского государства.
Задачи:
Обучающие: рассказать о роли первых русских князей в сложении государства на Руси; показать особенности внутриполитических преобразований каждого князя, дать представление о внешнеполитическом курсе каждого из князей; сопоставить их политику; ознакомиться с новыми понятиями: полюдье, уроки, погосты.
Развивающие: уметь слушать рассказ учителя, работать с материалом учебника, развивать у учащихся умение работать с текстом, с дополнительными информационными источниками, совершенствовать монологическую речь учащихся, учить анализу исторического источника, умению обобщать исторический материал и аргументировать свою точку зрения.
Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, внимание, умение правильно говорить, используя исторические понятия.
Тип урока: комбинированный.
Формы работы учащихся: фронтальные, индивидуальные.
Ход урока
Организационный момент
Актуализация знаний: проверка домашнего задания. Выполнение тестовых заданий по теме «Первые известия о Руси». Самооценивание учащихся. Слайд № 2.
Мотивация. Объяснение нового материала
Как вы думаете, для чего нам необходимо знать, как появилось наше государство, и какая была политика у ее первых князей?
Сегодня на уроке мы узнаем о жизни первых русских князей и о их деятельности, а конкретнее мы познакомимся с князьями Олегом, Игорем, княгиней Ольгой и ее сыном Святославом. (Слайд № 3-4)
Для начала давайте вспомним, что такое государство и какие есть признаки у него?
Примерные ответы: Государство – объединение людей, которые живут на определенной территории и признают высший авторитет центральной власти. Признаки: единая территория, население, наличие публичной власти, единых законов, налоги и суверенитет.
Какие же были предпосылки образования у русского государства? Какая была структура власти в зарождающемся государстве? С этим нам поможет разобраться учебник по Истории России ч. 1 с. 40.
Работа с учебником по Истории России ч. 1 с. 40.
Итак, давайте попробуем разобрать какие были предпосылки у образования государства Русь? Предлагаю разделить их на 3 группы для большего удобства: социально-экономические, социально-политические, внешнеполитические.
Работа в тетради. Выписать предпосылки образования государства Русь по 3-м группам. Обсуждение. (Слайд № 4).
Отлично ребята! И давайте обсудим то, как власть руководила государством, как строились отношения между разными слоями населения? Закончите предложения: (Слайд № 5).
Главным в государстве был …?
Население в государстве платило …?
Что такое дань и для чего она была нужна?
Кто помогал князю собирать дань?
Вы молодцы! Идем дальше и переходим к знакомству с людьми, которые были основой государства. Мы с вами помним, что в начале X в. у каждого из племен были свои князья и все они вели между собой борьбу. Постепенно самую большую силу приобрела династия князей, которые начали свой род от Рюрика. О тот, когда это произошло и при каких обстоятельствах ознакомимся на с. 41 учебника.
Работа с учебником по Истории России ч. 1 на с. 41
Обсуждение прочитанного:
Кто был первым правителем на Руси?
Кто и почему правил на Руси после Рюрика?
Какой город смог взять под свое влияние Олег?
Чем был важен путь «из варяг в греки»?
Давайте подробнее ознакомимся с сердцем Русского государства – торговым путем «из варяг в греки».
Работа с картой. Изучение торгового пути «из варяг в греки». (Слайд № 6)
Отлично, ребята! А теперь предлагаю поближе познакомиться с людьми, которые управляли этими территориями и создавали государство. Помогут нам с этим ребята, которые готовили сообщения по первым князьям Руси.
Сообщение учащегося о князе Олеге.
Примерный ответ. Князь Олег был умным и хитрым правителем. Он завоевал много земель, а главным русским городом сделал Киев, образовав единое государство 882 г. Всюду строил он города и крепости, а их правителями оставлял своих дружинников. (Слайд № 7)
Могущественной соседкой Руси была Византия. С ней, то воевали, то мирились. Дружины русов не раз появлялись под стенами Царьграда. (Слайд № 8)
Князь Олег двинул на Византию огромный флот из двух тысяч кораблей. Решив отсидеться за крепкими стенами, византийцы преградили вход в гавань огромной цепью. Тогда хитроумный Олег придумал вот что: поставить ладьи на колёса и двинуть их к городу.
Устрашённые невиданным зрелищем, византийцы тотчас запросили мира. По обычаю князь Олег прибил свой щит к воротам Царьграда. Между Русью и Византией был заключен мирный договор. В знак мира византийцы подали Олегу чашу с вином. Но Князь почувствовал неладное и вылил вино, оказалось, что вино и впрямь было отравлено. Византийцы подумали, что Олег наделён каким-то неведомым даром и прозвали Олега Вещим.
Запись в тетради: 882-912 – правление Олега.
Существует легенда о смерти князя Олега. Рассказывают, будто нагадал ему кудесник (предсказатель), что примет смерть он от своего любимого коня. С тех пор не садился Олег на этого коня. Как-то раз через много лет вспомнил князь о своём любимце, но узнал, что он мёртв.
Посмеялся Олег над предсказанием кудесника и вздумал посмотреть на кости коня. Князь наступил на череп коня и засмеялся: «Не от этой ли кости умереть мне?» Вдруг из черепа выползла змея и ужалила Олега. От этого укуса он и умер.
Олег был храбрый князь, в народе любили его и жалели, когда он погиб.
Запись в тетради: 907, 911 - Походы на Византию.
После смерти Олега Игорь, который к этому времени вырос, стал русским князем. (Слайд № 9)
Сообщение учащегося о князе Игоре.
Примерный ответ. Отличался князь Игорь своей жадностью. Собирал он дань со славянского племени древлян, живших в густых лесах. Игоревы дружинники отбирали у них мёд, кожу, меха, сушёное мясо и рыбу. Но всё князю было мало. В правление князя Игоря территория русичей впервые подверглась нападению печенегов. В 915 году князю Игорю удалось заключить с ними союз, и 5 лет они не тревожили русские земли. В 941 году князь Игорь предпринял поход на Царьград, который закончился очень печально для русского войска: византийцами был применен так называемый «греческий огонь» и большая часть войска князя была уничтожена. (Слайд № 10)
Желая смыть позор после поражения первого похода на Царьград, князь Игорь собрал второй поход. В 944 году объединенное войско русичей, варягов и печенегов отправилось на юг. Предупрежденные болгарами и хазарами «о руси без числа», византийцы предложили мир на выгодных для русичей условиях. На следующий год Киев и Царьград обменялись посольствами и заключили новый мирный договор.
После этого похода князь Игорь больше не воевал. Князь Игорь был женат на Ольге, которую по одной из легенд ему избрал Олег в 903 году, и имел сына Святослава. Князь Игорь правил 32 года.
Запись в тетрадь: 912-945 – правление Игоря. 941, 944 – поход Игоря на Царьград.
Учитель: Как закончилось правление князя, и кто правил после него? Для этого предлагаю ознакомиться с информацией на с. 43, пункт 4. (Слайд №11)
Работа с учебником по Истории России ч. 1 на с. 43
Ответы детей.
После смерти мужа княгиня Ольга правила государством до достижения совершеннолетия ее сыном Святославом. Ольга принимала активное участие в управлении государством и во время походов Святослава. (Слайд № 12)
Верно, ребята! Давайте узнаем, кто продолжил дело князя Игоря и как изменилось государство Русь.
Сообщение учащегося о княгине Ольге.
Примерный ответ. Особую страницу вписала княгиня Ольга в историю христианства. Она была первой княгиней-христианкой. На склоне лет язычница Ольга захотела стать христианкой и в 957 году отправилась в Царьград, чтобы принять христианство от греческого патриарха.
Годы княжения Ольги характеризовались расширением международных связей Киевской Руси: были укреплены отношения с Византией, произведен обмен посольствами с германским императором.
При ней были введены Уроки – размер дани и погосты – определенные места, куда в указанный срок должна была свозиться дань.
Запись в тетрадь: 945-957 – правление Ольги
Уроки – размер дани
Погосты – место сбора дани.
Даже при своем сыне Святославе Ольга продолжала править Русью. (Слайд № 13)
Летописец так рисует Святослава. Это был прирожденный воин, «рыцарь без страха и упрека», необычайно выносливый в походах, неприхотливый в быту, он мог спать под открытым небом, подложив под голову седло, был невзыскателен в пище, быстр и решителен в движениях. Святослав никогда не нападал на врага, не предупредив его: «Иду на вы». О том, что это были за походы, какие территории завоевывал Святослав мы узнаем из учебника с. 44, пункт 5.
Работа с учебником Истории России ч.1 с. 44 п. 5.
Ответы детей. Начиная с 964 года, он совершил ряд походов на Оку, в Поволжье, на Северный Кавказ и Балканы, освобождая славянские племена от власти хазар и присоединяя к своим территориям новые земли. (Слайд № 14-15)
Весной 972 года изнуренный походом отряд Святослава принял бой с печенегами. В этом бою Святослав был убит. Из черепа Святослава печенежский предводитель Куря велел сделать себе чашу и пил из нее во время празднеств. Князь Святослав до конца дней своих оставался язычником и не поддался на уговоры матери – княгини Ольги – принять христианство.
У Святослава было трое сыновей: Ярополк и Олег (от гречанки Предславы) и Владимир (от ключницы княгини Ольги Малуши).
Закрепление изученного материала.
Учитель: Ребята, чтобы закрепить наши знания о первых князьях предлагаю прочитать небольшие четверостишья и понять, о ком идет речь. (Слайд № 16-19).
Работа с пословицами.
Вернемся к цели нашего урока. Изучив тему давайте, ответим на вопросы: (Слайд № 20)
1. Почему главный торговый путь назывался «из варяг в греки»?
2. Назовите главные причины военных походов Олега и Игоря на Византию?
3. Какие изменения в системе сбора налогов были сделаны княгиней Ольгой?
4. Как строил отношения с соседями князь Святослав?
Ответы детей.
Учитель: Итак, ребята, наш с вами урок подходит к концу, поэтому я предлагаю вам немного вспомнить наш урок.
Рефлексия
Метод «Незаконченное предложение» (Слайд № 21)
«Сегодня на уроке я узнал…»
«Сегодня на уроке я познакомился…»
«Сегодня на уроке я закрепил…»
«Я бы хотел обратить большее внимание на…»
Выставление отметок за урок.
Домашнее задание (Слайд № 22).
Читать параграф 5 (История России ч.1), составить в тетради таблицу «Внешняя политика первых русских князей». В таблице запишите войны, договоры и результаты внешней деятельности каждого князя.
Князь/ княгиня | Годы правления | Деятельность |
Методическая разработка урока истории в 6 классе по теме «Первые русские князья»
Методическая разработка урока истории в 6 классе по теме «Первые русские князья»